О преодолении экономической незащищенности творцов

Э.А.Соснин, Институт сильноточной электроники СО РАН
634055, г. Томск, пр. академический 4., ЛОИ
Ключевые слова:
незащищенность таланта, творческий сервис, творческий коллектив


1. Введение

Нередко творчество рисуется нам как забавное времяпровождение. Творческая деятельность как будто бы не вписывается в структуру общественных отношений, представляя собой либо нечто "надмирное", либо по-детски незначительное. У данного представления есть два истока. Во-первых, творцы реально не рассматриваются обществом как ресурс, выгоду от употребления которого можно спрогнозировать и заложить в план ("пятилетние" планы все-равно заменили другими планами "бизнес-планами"). Во-вторых, удельный вес организаций, объединяющих талантливых людей всех мастей, вероятно, очень мал, поэтому сами творцы не представляют собой какой-либо значимой общественной силы, способной внедрить в общественное сознание такие свои атрибуты как "авторитетность", "значимость", "полезность" ... Все это ставит ряд вопросов, которые необходимо задать сегодня талантам, желающим сохранить образцы своей жизни, мысли и ощущения. Фигура интеллигентного собирателя культурных ценностей становится все менее жизнеспособной, и все больший вес приобретает личность интеллектуала, приспосабливающего накопленные культурные ценности к текущей ситуации. Понимая обширность темы востребованности таланта обществом, выделим самые важные с экономических позиций тенденции и перспективы.

2. Причины незащищенности таланта

Стратегии талантливых личностей как правило отличаются от статегий, применяемых прагматиками, занимающими ключевые позиции в сфере администрирования. Следствием этого можно считать неблагоприятную для таланта систему оплаты труда в организациях со сложившейся методологией. Дело в том, что поисковая деятельность сама по себе не может быть адекватно оценена по получаемой от нее выгоде.

  • Работа таланта может дать неожиданный побочный выход, но не решить основной задачи.
  • Работа таланта охватывает и такие задачи, относительно коих нельзя сказать наверняка, разрешимы ли они в принципе.
  • И наконец, творческая работа может не иметь выхода сейчас, но ее результаты пригодятся в будущем. Имеющаяся система оплаты труда традиционно принимает во внимание только ту работу, которая сделана "здесь и сейчас", и мерность которой зафиксирована.
  • Поэтому талант постоянно рискует быть наказанным системой, привыкшей все исчислять килограммами, продажами и количеством выпущенных статей.

    Изменить положение можно, рассматривая творческую деятельность как услугу, что смягчает жесткость диктата "норм выработки". Примеры таких подходов вы найдете в п.3 и п.4. текущей статьи. Отметим сильные стороны предложения творческой деятельности как услуги:

    1. Творческий сервис, делает его участников общественной единицей, ставит в равноправное положение с другими организациями и дает им возможность проводить в жизнь свои цели и установки.

    2. Творческий сервис, как и любая услуга, позволяет представляющим ее людям достаточно гибко варьировать цены за свою работу, что узаконивают признание обществом такие феномены как мода и престиж. "В основе моды лежит производство новых знаков, т.е. творческий акт, - констатирует Б. Гройс. - Творчество традиционно понимается как обнаружение скрытого, и поэтому таким же образом понимаются история и мода. Понимание творчества как производства моды, как продуцирования истории в модусе моды означает радикальный отказ от всякой ссылки на <<реальность>>, <<природу>>, <<истину>> и т.д. - будь то данная разуму истина, скрытая от разума природа, природа как таковая, человеческая природа или, наконец, природа моды как таковой" (Гройс Б. Дневник философа. - Париж: Беседа - Синтаксис, 1989. - 235 с.) По мнению Б. Гройса, творчество "... открывает возможность другим отождествиться с ним, различить старое и новое, прошлое, настоящее и будущее. Это самоотождествление, которое тем более удаётся, чем более удался сам акт творчества, и есть мода - фундаментальный модус потребления творчества, порождающий историю".

    Это тем более важно для творцов, чье влияние на исторический процесс заметно увеличивается в мире, который постоянно усложняется и меняется. И формируя моду на нововведения, они могут обеспечить себе экономически устойчивое положение.

    3. Пример решения новаторской деятельности

    Не исключено, что в ближайшие годы в России начнет развиваться новая форма научного труда - проектная бригада (или творческий коллектив). Так называются оперативные группы (бригады специалистов), формируемые на западе крупными держателями капитала, как государственными, чак и частными. В группы входят талантливые люди из штатных сотрудников университетов, корпораций и институтов. От обычных лабораторий они отличаются лишь относительно коротким временем своего существования, а по всем остальным важным признакам (работа по ставкам заработной платы, административное руководство) ничем от лабораторий не отличаются. Какие преимущества это дает? -

    - гибкая система вознаграждений стимулирует и вскрывает творческий потенциал ученых-участников;
    - участники проектной бригады освобождаются от вмешательства финансовых служб, поскольку изначально не предполагается, что результат их работы будет прибыльным (отсюда другое название - неприбыльные группы). И именно то, что их работа не ставит целью создания самостоятельного коммерческого предприятия, позволяет исполнителям сосредоточиться на поисках нового, на творчестве;
    - неформальное объединение ученых позволяет получать настолько уникальные сочетания специалистов, которые в традиционной лаборатории просто невозможны. Поэтому в решении междисциплинарных проблем такие группы наиболее конкурентоспособны.

    Бригады формируются вокруг субсидий и целей, которые могут быть весьма непривычными для традиционных связей лаборатория-заказчик: обоснование какой-либо концепции, составление прогноза в отрасли знания, проектирование, эвристический и феноменологический анализ. Часто потребность в их выполнении является единичной, и поэтому проектные бригады наиболее удобны, если использовать их как внешнюю услугу, не создавая отдела или лаборатории в исходной организации, заинтересованной в нововведении. Можно даже сказать, что пока существуют потребности в единичных услугах, проектные бригады будут иметь место под солнцем.

    4. Какие возможности работать в одиночку существуют?

    До сих пор мы отмечали, что работа в современной науке (а по большому счету и в любой сфере деятельности, связанной с созданием нового) привязывает ученого к коллективам - постоянным и временным. Может даже создастся впечатление, что творческая деятельность имеет исключительно коллективную форму организации. Между тем, постепенный рост численности проектных бригад создает в перспективе новый класс разработчиков - так называемы ключевых (индивидуальных) специалистов. Эти люди заполняют вакуум нововедений в сферах деятельности, попавших под влияние кризиса нововведений. Действительно, формально ни что не мешает отдельному специалисту на свой страх и риск составить исследовательский проект под цели, объявленные по линии финансово-проектного финансирования. Использование индивидуальных специалистов оказывается особенно эффектным при решении частных научно-исследовательских задач, так как это повышает значимость опыта отдельно взятых специалистов вне зависимости от места работы, должности, возраста и пр. Чем это пояснить? Практика решения научно-технических проблем государственным сектором США (по данным 80-х годов) показала, что 50% наиболее перспективных идей, обеспечивающих эффективные подходы к решению тех или иных проблем, поступает от лиц, очень отдаленно к ним относящихся, 30% поступает от лиц со смежной профессией и менее 20% идей поступает от профессионалов. Таким образом ключевой специалист необходим, когда требуется свежий взгляд на проблему с новой точки зрения, на том этапе, когда речь о нововведении еще не идет. Следующим этапом его работы в случае успеха станет формирование проектной бригады, и только вслед за этим можно вести речь о внедрении полученных результатов в практику. Легко видеть, что результатом работы ключевого специалиста может являться даже не столько информация для построения необходимого нововведения, а подготовительные указания, как искать такую информацию, либо веер решений, чья апробация в текущих условиях начнется только в привлеченной проектной бригаде. Тем самым вознаграждение, полученное ключевым специалистом по конкретному проекту, может оказаться как недостаточно оправданным, если его идея не получит хода, так и недостаточно высоким, если его идеи получат блестящее развитие. В последнем случае некоторой компенсацией ему послужит уважение членов проектной бригады, однако, в следующем веке можно прогнозировать появление новых разделов в законах об охране интеллектуальной собственности, где права автора "первоидеи" (слово взято в кавычки, поскольку какого-либо внятного термина, как нам известно, еще не существует) обретут реальный статус.

    5. Некоторые итоги и рекомендации

    Из сказанного в предыдущих разделах следуют вполне понятные рецепты, обеспечивающие экономическую защищенность талантов:

    Спасение талантов - в их кооперации: в виде клубов, творческих коллективов, компаний, занятых предоставлением творческого сервиса, электронных объединений, облегчающих общение творцов разного калибра. Кооперация позволит выработать сознательные подходы к влиянию на существующие юридические правила (законы об авторском праве, патентное право, трудовое законодательство), обеспечит обмен опытом в общении творческих работников с администраторами, выявит в среде последних наиболее открытых и заинтересованных в рисковом инвестировании и посредничестве. Еще одной выгодой кооперации является возможность широкой рекламы по целому спектру направлений творческого сервиса.


    От редактора: Поэтому не пренебрегайте возможностью заявить о себе и завязать знакомства при помощи нашего справочника "Творянское собрание". Помните, что творческие союзы - это первый шаг для реализации ваших идей. Напишите нам о своих предложениях. Как вы видите роль сайтов по творчеству в процессах, описанных в вышеприведенной статье? Какие у вас есть пожелания?Пишите нам


    1999 Creatika!
    Документ подготовлен к публикации 2 июня 1998 г.
    Последняя редакция 30 января 1999 г.