или О том, имеет ли отношение дипломное
исследование к творческому процессу
Лучший способ изучить что-либо, это открыть самому.
Д. Пойа
Дипломное исследование - не исключение. Диплом требует! Труда, упорства и времени. И, как правило, не радует соискателя. Между тем, творчество, каких бы трудов оно ни стоило, всегда сопряжено с радостью от того, что делается. Почему же "нет в жизни счастья," а в "дипломе" - источника повышенного настроения?
Творчество (дадим первое определение) является процессом оригинального разрешения проблемы. Будучи студентами-естественниками, мы ежедневно сталкиваемся с колоссальным количеством проблем, однако сталкиваемся ли мы с творчеством? Как правилo, нет. Ритм традиционной учебной деятельности как бы подталкивает нас в спину, и, уяснив себе постановку какой-либо проблемы, почерпнутой из лекции или семинара, мы тут же становимся обладателями её решения, придуманного кем угодно, только не нами самими. На то же, чтобы ещё раз вернуться к постановке и уяснению очередной загадки или феномена, на то, чтобы решить её по-своему: с чувством, с толком, с расстановкой, - времени не хватает. Хотя только личное активное участие в разрешении проблемы гарантирует нам воспитание вкуса к творчеству.
О том, что получение образования не готовит должным образом к научному творчеству, свидетельствует простое сопоставление процесса обучения и процесса научного поиска. Так, в процессе обучения студент знакомится с научной картиной мира, в которой экспериментальные наблюдения согласованы между собой и с теорией. Множество трений между ними, сопутствующих развитию любого научного направления, скрыты за кадром. По меткому замечанию преподавателя Э.М. Мирского, происходит "стерилизация материала". В этом "строгом" научном мировоззрении нет неясностей. Решения всех проблем обязательно (настоящая обязаловка!) существуют, а постановка проблемы и её решение обязательно связаны, одно непременно вытекает из другого. Представленные учебные данные не просто очаровывают студента, но и подавляют его волю к поиску несоответствий. Ведь львиную долю своей энергии он тратит на загрузку памяти и ничего не оставляет для переосмысления этого мертвого груза. Да только на пользу ли будет это человеку, который займётся (если сумеет!) впоследствии научным творчеством? В сфере научного творчества ему потребуются:
1) навыки обнаружения противоречий ("недостач") в наблюдаемых феноменах. (Это своего рода навык снятия пенки очевидного с молока неочевидного. Следовательно, в голове учёного должна утверждаться максима, что пенка не есть молоко. А ведь учебник - именно такая пенка!);
2) навыки объединения разрозненных неясностей в комплексную идею проблемы;
3) навыки перевода идеи проблемы в более или менее чёткую формулировку - собственно постановку проблемы. В них входит и владение языком конкретной дисциплины.
И если система образования отчасти даёт такие навыки, поощряя в студентах умение сомневаться (что иногда происходит на удачно построенных семинарах), то уж к чему она точно не готовит, так это к решению проблем, постановка которых уже каким-либо образом сделана. По опыту научной деятельности известно, что:
а) проблема может принципиально не иметь решения. При чтении учебников создаётся прямо противоположное представление (Задайте себе вопрос: "Как на деле определить, имеется ли у проблемы решение?" Когда автор впервые задал такой вопрос себе, то почувствовал внутри себя пугающую пустоту.);
б) проблема может оказаться неразрешимой без привлечения дополнительных данных, структура, специфика и дисциплинарная принадлежность которых заведомо неизвестны (Вопрос: "Так как же тогда их искать?");
в) проблема может иметь неоднозначные решения или неоднозначную их интерпретацию. (Здесь много вопросов, например: "Как интерпретаторам решения договориться между собой?")
Указанные неожиданности являются особенно болезненными для студента, начинающего заниматься курсовой работой. Нередки случаи, когда студент ждёт от своего научного руководителя готовые формулировку, постановку и инструкции по решению задачи. Вдумайтесь! Этого ждёт человек с двух- или трёхлетним образованием, за плечами которого уже вроде бы должны находиться эвересты Высшей математики и Общей ... (физики, биологии, химии и т.д.). Но это - вроде бы. На деле наш бедняга загрузил лишь свою память, не взяв на себя труд набраться навыков работы (см. п. 1-3 и а-в), чего можно достичь, только постоянно решая текущие задачи по-своему, без оглядок на авторитет учебников. Конечно, это не только его вина, но и вина преподавателей. Но всё равно, работать-то предстоит ему. И с него будет спрос. Зачастую ему кажется, что стоит лишь, приступив к своей курсовой, познакомиться с литературой, как он автоматически включится в процесс решения задачи. Что-то там сделает.
Но знакомство с материалами, собранными другими исследователями, затягивается. Он ожидает, что вот-вот созреет для творчества, но напрасно. Ведь он по-прежнему боится начать действовать: самостоятельно ставить задачу, или, если она поставлена руководителем, то пытаться её решать. Он боится инициативы, боится выглядеть нелепым и "необразованным" и т. д. Он, в силу привитой ему в школе традиции, упускает из виду, что нельзя накачать мускулов, не поднимая гирь. Соответственно,нельзя научиться мыслить и работать, только собираясь мыслить и работать.
Размышления на эту тему вновь и вновь оживляют вопрос о том, как перестать быть рабом материала и стать его Творцом. Если искать короткий ответ, то достаточно максим Гете и Пойи, приведенных в качестве эпиграфа к данной главке. Но, ради Бога, не читайте после этого все, что написано Гете и Пойей! Не потворствуйте привычке "думать" чужими мыслями. Еще лучшим способом могло бы оказаться проблемное общение с людьми, которые представляются вам творческими1. А лучше всего - найдите себе Учителя. Есть известный критерий того, каков учитель. Его сформулировал современный западный педагог Уильям Артур Уорд:
Посредственный учитель - излагает.
Хороший учитель - объясняет.
Выдающийся учитель - показывает.
Великий учитель - вдохновляет.
Конечно, желая ступить на тропу творчества, нет смысла слепо следовать перечисленным выше рецептам. Практика опровергает конкретику рецептов. Ведь сколько известно Творцов, у которых не было учителя - Творца! Это - Самородки. А общение с творческой личностью вовсе не обязательно положительно аукнется! Поэтому вот вам главный "рецепт", смысл коего в том, что:
- определены (статистически) качества, наиболее часто встречающиеся у Творцов;
- определены вероятности того, что то или иное креативное качество (от лат. creator - Творец, создатель) проявляется у личности одновременно с особенностями её здоровья, нервной системы, характера и странностей;
- выдвинута и на ряде примеров проиллюстрирована гипотеза о том, что историко-географические обстоятельства способствуют проявлению конкретных талантов и оставляют невостребованными другие;
- отработан ряд методик, тренирующих ум и воображение и позволяющих получать большее количество идей в единицу времени по сравнению с обыденным нетренированным мышлением;
- сделаны первые шаги в конструировании теоретических моделей процесса творчества.
А вот попытки научить творчеству вообще к успеху не приводят.
Но должны ли?
Творчество всегда конкретно, Творец всегда отливает себя в конкретном материале задачи. Поэтому если уж он и учит, то - на материале им самим решённых задач, и главной его целью является указание принципов, девизов и афоризмов, выражающих установки, полезные для решения проблемы. Так, Г.С. Альтшуллер учит упорно бомбардировать проблему идеями [1], а Д. Пойа учит чувствовать общность в данном содержании задачи [2]. Но при этом изобретатель Г.С.Альтшуллер остаётся инженером, а Д.Пойа - математиком. Потому нет смысла говорить о научении творчеству вообще, вне связи с конкретной задачей, где оно реализуется, будь то абстракции математики или объекты техники.
Давайте вспомним, что творчество - это оригинальное самовыражение в материале задачи. Внимательные читатели могут против этого возразить. Ведь нельзя сказать, что, просто умело пользуясь рецептами из книжек [1,2,3,11б,11г,11е], вы не достигнете успехов в решении задач! Вполне возможно, что успехи будут. Более того, на пути к творчеству многим просто необходимо пройти эту стадию саморазвития, побыть прикладниками (или Мастерами), т.е. теми, кто использует чужие методы для решения своих проблем. Ведь часто вначале мы учим таблицу умножения, а уж затем активно развиваемся как математики.
Чтобы легче было ухватить разницу между Творцом, Мастером и "начинающим" (последнего как-нибудь назовите сами! Дайте подходящее определение), построим такую таблицу: Таблица 1
Различные подходы к решению задач
|
|
|
|
Тип решаемых задач | Не решает задач | Решает стандартные задачи | Решает любые задачи, предпочитает нестандартные |
Отношение к задачам | Не видит | Видит стандартные задачи | Видит любые задачи |
Как решается задача | Умеет найти ссылку на учебник, "где всё описано" | Умеет решить задачу по стандартной (чужой) методике | Решает задачу только оригинально |
Вопросы для самостоятельных рассуждений:
1. Какие преимущества даёт творческая работа?
2. Проанализируйте табл. 1. Введите в неё новую строку по своему усмотрению и попытайтесь её заполнить. Задайтесь вопросом: в чём несовершенство предложенной типологии?
3. Вспомните материал какого-нибудь учебного курса и присмотритесь к нему. Найдете ли вы места, в которых редактор курса (преподаватель или автор учебника) произвёл "стерилизацию материала"? Постарайтесь чётко сформулировать результаты своих наблюдений.
4. У великого учителя, по сути, ученик всю работу выполняет сам. Попробуйте смоделировать в уме эту ситуацию и определите, как это возможно.
5. Швейцарский инженер Р. Майар говаривал: "Конструктор сталкивается с таким множеством факторов, которое невозможно учесть никакими формулами и нормами, что самый точный расчёт - это лишь указатель пути, куда ему следует направить творческую фантазию". Цитата является подсказкой к вопросу о том, зачем необходимо высшее образование. Сформулируйте для себя: какие цели в идеале должно (или должно было) преследовать ваше обучение в вузе?