или О том, где ещё может быть использован лазер
П. Медавар
Тот, кто полагает, что ничего нельзя знать, не знает и то, можно ли знать, почему он утверждает, что ничего не знает.
Т.Л. Кар
В этой главе мы рассмотрим свойство уникальности творчества. Нашей задачей-maximum является формирование осознанной картины того, как посредством нашей психики, тела и опыта может быть составлено существо, именуемое Творцом. Для этого нам потребуется модель, причем модель наглядная, т.е. содержащая знакомые всем аналогии. Составляющие такой модели будут итоговым результатом наших поисков в дальнейшем.
Всегда очень удобно искать модельные аналогии тому, что представляется нам не слишком ясным. Вспомним, к примеру, что сделал Джеймс Клерк Максвелл, столкнувшись с невозможностью расчета распределения электрического заряда на основе фарадеевского представления о силовых линиях для некоторых практических ситуаций.
"Мы должны, - отмечал в этой связи великий физик, - найти такой приём исследования, при котором могли бы сопровождать каждый свой шаг ясными физическими изображениями явления, не связывая себя в то же время какой-нибудь определенной теорией, из которой заимствован образ". И далее: "Для составления физических представлений следует освоиться с существованием физических аналогий (сравнений). Под физической аналогией я разумею то частое сходство между законами и в двух каких-нибудь областях явлений, благодаря которому одна область является иллюстрацией для другой" [4, с.127].
В итоге анализа аналогий электричества и магнетизма, занявшего у Максвелла несколько лет, была предложена механическая модель, в которой для объяснения электромагнитной индукции и вихревого характера магнитного поля использовались образы мельчайших шестеренок! Ценность этой аналогии состояла в возможности сделать правильные выводы независимо от того факта, что само электромагнитное поле, конечно, не есть шестерни. (Одним из известных практически ценных результатов этой аналогии было, в частности, известное нам со школы "правило буравчика".)
Таким образом, имея россыпь не связанных эмпирических фактов, Максвелл связал их модельной аналогией. Так почему бы и нам не поступить так же?
Объект нашего интереса - творчество. В литературе сохранено множество любопытных экспериментальных данных и исторических наблюдений за Творцами. Чтобы осмыслить их, нам нужна модель, которая охватывала бы по крайней мере наиболее значимые свойства творческого процесса, или, что то же, объясняла нам (пусть даже качественно, без претензии на математическую строгость) свойства Творца.
Можно предложить несколько модельных аналогий творческому процессу.2
Чтобы оная оказалась для нас более доступной и наглядной, выбирать её будем из своего привычного естественнонаучного окружения3. Другое требование к нашей аналогии состоит в том, что полученные при её посредстве выводы должны совпадать с мнениями исследователей творчества. Хотя обоснование её содержания, как и в случае модели Максвелла, останется скорее интуитивным, чем эмпирическим.
Сделав эти оговорки, обратимся к самой аналогии.
Лазерное излучение - тоже уникальный продукт, в чистом виде в природе не присутствующий. Его характеристики могут варьирировать в зависимости от типов лазеров, но в целом можно говорить об отличительных его свойствах:
1. Высокая концентрация энергии лазерного излучения во времени, что соответствует длительностям импульсов излучения вплоть до 10-15 с.
2. Исключительная монохроматичность излучения (мера которой - отношение ширины спектральной линии генерации к её центральной частоте). Поэтому другие источники оптического излучения в сравнении с лазером могут быть названы источниками оптического шума.
3. Рекордная степень пространственной когерентности, т.е. направленность.
4. Высочайшая яркость излучения, обусловленная его направленностью. Хрестоматийным является пример с излучением гелий-неонового лазера, мощность излучения которого, хотя и составляет всего 10-2 ватта, но при расходимости ~ 10-4 радиан и площади пучка около 0.1 см2 создаёт яркость ~ 106 Вт/(см2 ?стер), что на несколько порядков превышает яркость Солнца!
5. Можно также сказать, что качество энергии лазерного излучения гораздо выше качества любого известного сегодня вида энергии, встречающейся в природе. (Понятие "качество энергии" введено физиком-лазерщиком Сергеем Ивановичем Яковленко.)
Энергия (от др.-греч. energeia - деятельность, способность творить) есть эквивалент работы, которая либо возможна, либо уже совершается. Высокое качество энергии определяет разнообразие её применений. Например, энергия лазерного излучения может быть использована и для того, чтобы поджечь сигарету, и для того, чтобы вытравить плату чипа размерами в доли миллиметра. И для многого другого в науке, биологии, медицине, технологии. Потому что лазерная энергия имеет высокое качество. И, напротив, самое низкое качество у тепловой энергии, пригодной практически только для обогрева.
Но как это связать с творчеством?
По удачному выражению исследователей творчества, Игоря Акимова и Виктора Клименко, человека можно назвать "специализированным сгустком энергии".
Специализированность состоит в том, что энергия, поступая к нему в природной форме (пища, положительные эмоции, кислород, солнечные лучи, общение), переходит в особенные формы, которые как minimum обеспечивают человеку обмен веществ. Вопрос состоит в том, как распоряжается человек поступающей извне энергией.
· Только Творец вкладывает поступающую энергию в новые идеи и методы, которые: 1) расширяют масштабы использования традиционных форм энергии; 2) позволяют повысить качество поступающей энергии (3).
И изобретение лазера - благодаря чему стало возможным получать энергию замечательно высокого качества - наглядное тому подверждение.
Заканчивая эту главу, подчеркнём главное:
2. В силу уникальности творчества модельной аналогией творческого процесса правомерно выбрать процесс генерации лазерного излучения, которое тоже можно считать уникальным явлением.
1. Попытайтесь предложить свою модельную аналогию творчеству. Если не удаётся, то проанализируйте, что же вам мешает, чего недостаёт, чтобы начать её конструирование.
2. Подумайте над тем, что делает с энергией Мастер. Это будет тем более полезно, что далее у вас появится повод сравнить свои выводы с текстом.
3. Термодинамика творчества. Для характеристики творческой деятельности человека часто выдвигают тезис: человек творящий - источник негэнтропии (отрицательной энтропии), он противостоит хаосу и даже компенсирует своей деятельностью "тепловую смерть Вселенной". Дайте свою оценку этим представлениям.
Примечания к главам 1 и 2:
1 Общение с такими людьми по большей части не может не быть проблемным. Они всегда чем-то увлечены и готовы обсуждать свои предложения до бесконечности. Учтите это наблюдение, если у вас пока нет другого.
2 Автор сам имеет в запасе разные модели, для построения которых ему не требовалось никаких дополнительных познаний, кроме тех, что он приобрёл в университете. Кроме того, кто сказал, что аналогия должна быть обязательно привязана к учебному материалу?
3 Много аналогий творчеству мы обнаружим у психологов, гуманитариев, но чтобы их оценить по достоинству, необходимо хорошо знать языки философии, культурологии и психологии. Поэтому нам удобнее остаться среди знакомых ориентиров, в естественнонаучной сфере, а гуманитарные представления о творчестве мы пока не затрагиваем.
4 Это, конечно, не означает, что если один Творец независимо от другого Творца создаст тот же объект N, то это не будет творчеством. Почему - догадаться нетрудно: у вас есть все карты.