Глава 4. Особенности появления идей,

или Вновь застойные доминанты

У природы нет иного мозга, кроме того, который она с таким трудом вложила в наши головы.

                                                                                                            Б.Шоу

Итак, мы выяснили, что творческий процесс должен происходить в конкретной "голове", занятой удовлетворением конкретной потребности высшего порядка (не физиологической, по Maslow [4]). Самое время сказать, что все советы, которые даются в обучающих творчеству книжках, сыграют существенную роль только в приложении к формирующейся или уже сформированной поисковой доминанте. В противном случае они либо будут отвергнуты за несвоевременностью (нельзя сеять зерно, если нет поля для посева!), либо будут "приняты к сведению" Потребителем и займут место очередного экспоната в его коллекции. Последнее состояние предполагает, что позаимствованные Потребителем из книжек рецепты (как механизмы создания квантов действия) возбуждают очень скромные участки его нервной системы, для которых W << S, т.е. они пребывают в люминесцентном состоянии. Но так как рецептов в памяти содержится миллионы, то обслуживание этой свалки влетает в копейку: вся энергия Потребителя идёт на содержание свалки "полудоминант", а на питание застойной доминанты энергии уже не хватает. Поэтому, кстати, смысл существования Потребителя - накопление энергии про запас. Для чего? Для возможности содержать ещё больше энергетического "мусора".

И на этом круг его деятельности замыкается. Потребитель - коллекицонер методов и доминант. Но его коллекция - цель, а не средство.

Одна голова хорошо, а много ..?

Рассмотрим положительное влияние творческих советов на примере феномена конференции идей. Известны другие названия: "мозговой штурм" и "терапия малой группы".

Предположим, в нашей организации мы столкнулись с проблемой. Конференция идей есть коллективное обсуждение этой проблемы, подчинённое специфическим правилам. Суть их такова:

1. Конференцию открывает чёткая постановка проблемы. В результате мысли присутствующих должны быть заняты только вопросом "Что делать?", а вопрос "О чём речь?" должен быть забыт.

2. Фантазия вменяется в обязанность.

3. Запрещается негативно высказываться, критиковать кого-либо и что-либо.

4. Любые усилия, обеспечивающие любые идеи о том, "что" поощряются.

5. Все предупреждены об ограниченности времени конференции (хотя верхний предел может и не быть точно указанным).

Достаточно подробно конференция идей освещается в книге [11], написанной Вернером Гильде и Клаусом-Дитером Штарке. Они обобщили свой практический опыт работы в Центральном институте сварочной техники в г. Галле. Если вспомнить, что состояние максимального возбуждения (застойности) может быть поддержано (в силу больших энергозатрат) лишь некоторое время (время - идеи!), то суть конференции идей можно сформулировать так: "Конференция идей позволяет сконцентрировать на конкретном временном отрезке множество соображений, призванных решить определённую проблему" [11, с.37]. Девизом конференции может стать другая цитата авторов: "Кто хочет работать творчески, должен помнить, что даже бредовые идеи лучше, чем их полное отсутствие!" [11, с.15].

Сразу заметим: как и в книге рецептов Эдварда де Боно [3], авторы перечисляют великолепные примеры того, какие установки и девизы окажут инициирующее воздействие на возникновение идеи (генерацию квантов мыследействия). Ведущий конференцию должен всячески подчеркивать, что опорочить идею может каждый. Для этого не требуется особого дара, мужества и умения рисковать. Помимо высказывания всего, что приходит на ум (кроме, разумеется, критики), задаются стимулирующие вопросы:

"Что получится, если сделать наоборот?"

"Ваша мысль применима в других областях?"

"Что конкретно вам мешает повысить эффективность?"

И так далее (повторять все рецепты этого учебника не входит в наши планы). Многочисленные попытки присутствующих, складываясь воедино, практически всегда, по наблюдению Гильде, приводят к появлению нескольких полезных идей - единственно возможного результата такой конференции.

Интересно, что описания мероприятий, подобных этой конференции, как правило, скупы на анализ внутренних причин, позволяющих в сжатые сроки создавать большое количество идей. У неискушённых читателей может даже создасться неверное представление о такой конференции, как о некоем мистическом ритуале.

Однако, памятуя о сказанном в прошлой главе, мы можем сконструировать достаточно простую модельную аналогию мозговому штурму.

Обратимся к рис. 3. Пусть мы находимся в условиях застойной доминанты, т.е. стала возможной сверхлюминесценция примесного центра Х. Это - благоприятные условия. "Высвечивание" соответствующих решению проблемы квантов действия вполне достижимо.

Так как примесных уровней, подобных Х, большое количество, то встаёт задача-maximum: задействовать как можно большее их количество для испускания самых разнообразных квантов действия. Это порою затруднительно сделать, так как в бюджете расходов энергии в мозге (невыполнение бюджета, кстати, грозит слабоумием!) существуют защищенные статьи, по коим энергия тратится не на доминанты, а на:

- сохранение каналов обмена сигналами между клетками доминант и клетками рецепторов, принимающих и/или сохраняющих раздражения;

- поддержание механизмов оперативной и генетической памяти;

- обновление и/или замену вышедших из строя активных центров.

Следовательно, реальная энергия, которая может быть отпущена на творческую работу механизма застойной доминанты, имеет серьёзные ограничения сверху. Потому даже сформированная застойная доминанта часто не позволяет создать систематическое возбуждение "примесных" пейсмейкеров и до вынужденного испускания ими дело не доходит.

Автору представляется, что почти все способны увидеть, почему конференция идей облегчает развёртывание творческого процесса. Сначала подумайте, а затем загляните в текст далее. Там ответ. Договорились?

Вот что происходит.

Конференция идей позволяет возбудить вместо одной застойной доминанты несколько идентичных по направленности, но различных по энергетике (рис.4), поскольку у каждого участника конференции свои представления о том, сколько усилий для решения требует задача, объявленная ведущим конференцию. Высказывание вслух всего, что приходит в голову в ходе осознания проблемы, обобществляет поле примесных уровней участников. Теперь, если участник 1 не справляется с выведением уровня Х1 в доминантное состояние, он может получить для этого поддержку от застойных доминант других участников. Поэтому, может статься, что поток квантов действия от пейсмейкеров в состоянии Х1 достигнет критической отметки. Тогда вероятность WX10 станет много больше, чем вероятность спонтанной релаксации. А далее путём "захватывания частот" окружающих пейсмейкеров эта доминанта сумеет выйти в самостоятельную фазу существования, в фазу зрелой идеи.

Но на этом преимущества конференции идей не заканчиваются. Из рис. 4 видно, что участники 2 и 3 способны возбудить примесный центр Х4, который остался бы невозбуждённым, будучи предоставленным только родному сознанию участника 1 (вероятность его возбуждения участником 1 с уровня 1 исчезающе мала). Главной задачей участника 1 поэтому является поделиться с присутствующими своим видением, поделиться той самой "безумной идеей" о создании инверсной заселённости уровня Х4. А уж участники 2 и 3 определят, насколько его проектик безумен.
 


Рис.4. Слияние полей "примесных" уровней участников конференции идей. Х1 - Х6 - "примесные" состояния пейсмейкеров.1, 2, 3 - уровни застойных доминант участников
 

Благодаря этому и становится возможным участие в конференции идей как специалистов, так и дилетантов. "Чужаки" и специалисты отлично дополняют друг друга. Первые часто подают идеи, а вторые "доводят их до ума". Если вы ищете решение, не старайтесь доказывать, что всякое стороннее предложение заведомо неосуществимо: как говорится, и слепая курица находит зёрнышко. Переход от состояния 1 к Х4 маловероятен, т.е. можно говорить, что система участника 1 менее пластична по сравнению с возможностями переключения всей группы участников. Поэтому можно дать ещё одно определение конференции идей:

  • Смысл конференции идей - обобществление энергоресурсов и ресурсов пластичности (6).
  • Вспомнив физику лазерной активной среды, мы обнаружим аналог конференции идей в способе усилить возбуждение отдельного активного центра - так называемом методе сенсибилизации активной среды. Опишем его.

    Иногда для повышения КПД накачки, т.е. заселения некоторого уровня активных центров, в матрицу лазерного элемента (например, в рубине это Al2O3) добавляют наряду с основными ионами, в которых осуществляется лазерный переход (Cr3+ в рубине), ионы другого типа - сенсибилизаторы. Они эффективно поглощают энергию накачки, затем быстро и безызлучательно передают её основным ионам. В результате эффективность заселения верхнего лазерного уровня основного иона увеличивается. В газовых лазерах роль сенсибилизатора может сыграть добавка буферного газа (например, буферного газа He в рабочий газ Ne). Чем не сходство с конференцией?

    Рассмотрим теперь вопрос о количестве участников конференции идей. Пусть для определённости каждый участник обладает одной застойной доминантой и пятью "примесными" центрами, потенциально пригодными для выдвижения на должность доминанты. Тогда при обобществлении ресурсов n участников имеем n застойных доминант как потенциальных источников возбуждения 5n "примесных" уровней. Если возбуждение любого из этих уровней равновероятно, то оно пропорционально 1/5n. Следовательно, чем больше участников, тем меньшая доля идей из наличного их потенциального числа будет распознана, введена в усиленное люминесцентное состояние. Поэтому, организуя конференцию идей, число участников искусственно ограничивают и приглашают самое большее 7-10 человек.

    А что будет, если участников мало, скажем, двое или трое? Срабатывает ловушка ролей.

    Дело в том, что люди исполняют в профессиональном сообществе разные научно-социальные роли, свято следуя их предписаниям. Есть "пионеры" - открыватели нового; "диагносты" - критичные и замкнутые по натуре, осуждающие фантазирование; "эстеты" - любящие особенное и брезгующие текучкой; "метрологи" - погрязшие в поисках новых источников погрешностей; "фанатики" - предпочитающие одну идею нескольким. У каждого из них может быть выявлен только определенный набор "примесных"доминант. Поэтому количество "примесных" центров, имеющих шансы быть обнародованными, на практике куда меньше 5n. И, приглашая на конференцию 2-3 участников, можно вообще не получить идей, хотя суммарная энергетика застойных доминант при этом и будет повышенной. Понятно, что в оптимальном случае в мозговом штурме участвуют все перечисленные типы людей.

    Удовольствие от творческого процесса

    Как мы выяснили, много голов хорошо, но и с ними свои сложности возникают. А тем временем "жизнь принуждает человека ко многим добровольным поступкам" (Ст.Е. Лец), и к услугам Организации Объединенных Доминанций (ООД) прибегаешь лишь в крайней необходимости. До сих пор мы как-то упускали из виду, что потребности высшего порядка нельзя привести к знаменателю одной доминанты. Это было намеренным упрощением ситуации. В реальности, например, удовлетворение потребности в поиске нового предполагает скоординированное "высвечивание" квантов действия разных типов и свойств - сложные потребности предполагают сложные пути их удовлетворения.

    Значит, путь к решению действительно сложной задачи лежит через создание нескольких поколений застойных и обычных доминант (а не одного поколения, как до сих пор молчаливо предполагалось).

    Подробнее мы будем об этом говорить в последующих главах. Сейчас же выделим :

  • Решение действительно творческой задачи требует нескольких застойных доминант. Творец знает, как их поддерживать и как ими манипулировать (7).
  • Стоп! Как же такое возможно, ведь даже одну застойную доминанту трудно содержать в рабочем состоянии ?! Для того и использовали мы конференцию идей - метод Змея Горыныча, - чтобы лишнюю энергию раздобыть.

    Чтобы не отпугнуть будущих Творцов, пока скажем, что механизм творческого мышления устроен так, чтобы при возникновении застойной доминанты не возникало абсолютного торможения всех других возбуждений. У обыденного мышления застойная доминанта методично вытесняет из поля зрения всё, что не относится к вызвавшей ее проблеме.

    Например, преподаватель сообщает студенту, что у него есть великолепный шанс "провалить" сессию. Студент нервничает, и формируемая им застойная доминанта носит болезненный характер: "Безнадёга!.." Сам того не ведая, он тратит массу энергии на блокирование шальных мыслей, не может себе даже представить, что их не следует"побивать камнями", ведь это вероятные будущие "примесные" центры. Переживание депрессивного состояния становится самоцелью, а не средством пораскинуть мозгами и осуществить "безумный" проект. Естественно, что содержание такой застойной доминанты обходится значительно дороже и имеет почти нулевой выход, а нарастающее напряжение, удерживаемое долгое время, к тому же негативно сказывается на здоровье.

    Таким образом, доминанта доминанте - рознь. Помните об этом! Если вас замучили комары, вы можете, конечно, попытаться перебить всех комаров на свете (idea fixa - идея фикс, навязчивая мысль), а можете сэкономить на усилиях и изобрести репеллент. Чувствуете разницу в подходах? Итак,

  • Творец получает удовольствие от процесса решения проблем (8).
  • Откуда это следует, ясно? Из разницы между "унынием", служебным рвением застойной доминанты обывателя и энергичностью, непоследовательностью доминанты Творца. При этом одна доминанта отрицательно сказывается на здоровье, а другая вселяет уверенность в своих силах.

    Другая статья экономии энергии у Творца состоит в особой гибкости его памяти. Как давно заметил профессор И.И. Лапшин, для организации памяти Творца "характерно то, что обладатель её умеет не только систематически запоминать, но и систематическизабывать - благодаря концентрации внимания и повышенному интересу к тому, что нужно" [9, с.91]. Те же, кто обладает большой памятью, "обыкновенно не способны хорошо судить о вещах, которые требуют большого внимания". Автор пособия полностью согласен с уважаемым профессором. В некоторых крайних случаях бывало и такое: Творцы просто-напросто забывали о сделанном ими же самими. Так, композитор Римский-Корсаков однажды абсолютно забыл, что уже оркестровал одно произведение, а Фарадей, бывало, проделывал заново ранее выполненные опыты.

    Следовательно, Творец имеет по крайней мере два (не типичных для традиционного мышления) способа экономить энергию, что является предпосылкой для возбуждения в его активной среде не одной, а нескольких застойных доминант. Иногда в литературе колебательные процессы в доминанте называют еще творческим контекстом. Оперируя этим термином, можно сказать: у Творца перекрытие нескольких творческих контекстов, выделенных по общим признакам (свойствам активных центров), определяет новые идеи.

    Творцы среди нас

    Мозговой контекст, как тонко подмечено Н.Д. Петрийчуком, не всегда является творческим. "Не находясь в творческом контексте, человек, по сути, мало отличается от животного. Поэтому некоторым оценщикам чужой мудрости следует иметь в виду, что в обыденном общении, как правило, великие люди не столь отличны от окружающих, а то и уступают им" [12, с.31]. Отсюда и проистекает ложное ощущение о том, что Творцы - редкий и даже вымирающий тип людей. Поэт Игорь Северянин, полушутя, полупечально говаривал: "Мы, гении, - люди скромные". И потому, чтобы заметить Творца, надо по крайней мере находиться в общем с ним творческом контексте.

    Сидя же в яме обыденности, весь мир представляешь этой ямой, не зная ничего, кроме неё.

    Выделим главное:

    1. Творец получает удовольствие от процесса решения проблем.

    2. Смысл конференции идей - обобществление энергоресурсов и ресурсов пластичности.

    3. Решение действительно творческой задачи требует нескольких застойных доминант. Творец знает, как их поддерживать и как ими манипулировать.

    4. Творец умеет не только систематически запоминать, но и систематически забывать - благодаря концентрации внимания и повышенному интересу к тому, что нужно.

    Вопросы для самостоятельных рассуждений:

    1. После разговора о том, что коллекционирует Потребитель, можно спросить, а что собирает Творец? Вы можете назвать какие-нибудь особенности хранения его "коллекций"?

    2. Мы рассматривали типологию и роли участников конференции идей. К черту её! Предложите свою типологию.

    3. Пользуясь текстом раздела "Удовольствие от творческого процесса" текущей главы, сделайте заключение о том, кому и в каких условиях просто необходимо воспользоваться методикой конференции идей.

    4. Как сопоставить слова о неприметности Творца, сказанные в последнем маленьком параграфе, с бросающимся в глаза качеством его работы? Поскольку понятие "творческий контекст" не имеет строгой формулировки, каждому полезно было бы наполнить его своим собственным содержанием.

    5. "Истина - это корова, которая не дает скептикам молока, предоставляя им доить быков" (С. Джонсон, английский литературный критик). Если вы согласны с этой цитатой, то укажите причину, почему скептик не добирается до истины.