Cовременные тенденции исследования творчества

(обзор по материалам internet)

Э.А. Соснин

Институт сильноточной электроники СО РАН, Томск

Чтобы последовательно и всесторонне изучить какой-либо феномен, в том числе и творчество, необходимо иметь:

(1) соответствующую научную среду - коллектив людей, занятых решением тех или иных задач (в который по классическим представлениям Гоу-Вудвортса дожны входить такие типы как "пионер", "диагност", техник", "эстет", "независимый" и "методолог");

(2) программу исследований и комплементарную к ней потребность общества в ее осуществлении;

(3) финансовые, материальные и информационные ресурсы.

Уникальность использования в исследовательских целях сети internet состоит в том, что эта сеть является одновременно и ресурсом, и научной средой (где может быть представлена вся палитра социотипов), пространством мнений, и репрезентаций своих результатов ("невидимым колледжем"), и способом уведомления общества о своих намерениях и желаниях осуществлять те или иные программы.

В текущем докладе перечисленные функции сети internet будут связаны с изучением творчества на основании материалов, представленных в этой сети. Все они расположены на серверах Франции, Японии, Америки, Австралии, Англии и Канады. Культура сети internet в этих странах развивается уже достаточно долго, чем не может похвастаться Россия. Поэтому Российские материалы в текущий обзор не попали.

Научная среда исследователей творчества.

В странах с рыночной экономикой любой социальный феномен должен рано или поздно вовлекаться в рыночную орбиту. Исследования творчества не являются исключением. Всякий исследователь творчества включается в сообщество таких же исследователей на одном из следующих этапов:

"Авторский" этап. Создание базовых идей, принципов и правил, регулирующих творческую активность. В эпоху Постмодерма включаться в работу на этом этапе становится все труднее и труднее, поскольку уже имеется ряд сильных и проверенных методик активизации творчества и "места на Олимпе" - в рядах творческой элиты - уже заняты.

"Проводниковый" этап. На этом этапе исследователь творчества внедряет в социальную среду базовые идеи, полученные на авторском этапе. Акции внедрения осуществляются, как правило, в виде специализированных семинаров (например, - "Мозговой штурм для медицины и карьеры"). На данном этапе:

- формируется прослойка людей, заинтересованных в дальнейшей разработке базового творческого принципа, доведении его до совершенства на материале конкретных задач (что заметно отличает утилитарное западное исследование от исследования творчества "вообще", чем совсем недавно, грешила советская психология творчества);

- добываются финансовые средства для исследований и рекламы избранного метода;

- наиболее подготовленные активисты движения формируют т.н. тренерские бригады, имеющие лицензию (документ или устное разрешение) автора базовой идеи на обучение по ней вольных слушателей.

"Институциональный" этап. Здесь сертифицированные специалисты по применению базовых методов создают организации, главный профиль которых - решение проблем (problem solving). Каждая такая фирма имеет в сети internet свою домашнюю страницу, где перечислен круг вопросов, за решение которых фирма может взяться [1]. Последнее обстоятельство выводит творцов и тренеров по творчеству в новое пространство активности. В нем легче представлять свои услуги, достижения и разработки, объявлять о новых семинарах, создании временных творческих лабораторий и выступать с неожиданными проектами. Например, знаменитый исследователь творчества Эдвард де Боно, выступает с инициативой создания новой партии "Tired of the Politics Party" ("Партия уставших от политики"), куда приглашаются все рассудительные люди нашей планеты. Кстати, именно де Боно, первый показал на собственном примере плодотворность трехэтапной системы создания среды для исследования творчества. Именно это позволило де Боно получить согласие обучать своих сотрудников разработанной им методике развития творческого мышления от известных корпораций Shell, IBM, Ford и McKinsey.

Таким образом, у всякого желающего начать исследования творчества или пробовать себя на поприще популяризации творческих принципов всегда есть выбор. В построенной иерархии этапов находится место и "сочувствующим", и потребителям, и творцам, и бизнесменам, что делает трехэтапную схему формирования среды для исследований творчества жизнеспособной. Internet эту схему катализирует.

Базовые идеи творческих школ, представленных в сети internet

1. Мозговой штурм (Brainstorming), или конференция идей.

Предположим, в нашей организации мы столкнулись с проблемой. Классическая конференция идей есть коллективное обсуждение этой проблемы, подчиненное специфическим правилам, суть которых такова:

а. Конференцию открывает четкая постановка проблемы. В результате мысли присутствующих должны быть заняты только вопросом "что делать, чтобы решить проблему ?", а вопрос "о чем речь ?" должен быть забыт.

б. Фантазия вменяется в обязанность.

в. Запрещается негативно высказываться, критиковать кого-либо и что-либо.

г. Любые усилия, обеспечившие любые идеи о том "что", - поощряются.

д. Все предупреждены об ограниченности времени конференции (хотя верхний предел может и не быть точно указанным).

Конференция идей позволяет сконцентрировать на конкретном временном отрезке множество соображений, призванных решить определенную проблему. Ведущий конференцию должен всячески подчеркивать, что опорочить идею может каждый. Для этого не требуется особого дара, мужества и умения рисковать. Помимо высказывания всего, что приходит на ум (кроме, разумеется, критики), задаются стимулирующие вопросы:

"Что получится, если сделать наоборот?"

"Ваша мысль применима в других областях?"

"Что конкретно вам мешает повысить эффективность?"

И так далее. Многочисленные попытки присутствующих, складываясь воедино, практически всегда, по наблюдению отцов-основателей метода, приводят к появлению нескольких полезных идей.

Мозговой штурм можно организовать и на компьютере. Существует несколько специальных компьютерных программ, где в роли бесстрастного ведущего обсуждения выступает компьютер [3]. Замечательной особенностью такого подхода является возможность осуществления сетевой телеконференции между исследователями, находящимися в разных странах и принадлежащих разным организациям. Насколько такой сетевой вариант конференции идей себя оправдывает, сказать с уверенностью нельзя, однако необходимая для выводов статистика уже накапливается.

2. Концептуальное картирование (Concept Mapping, или СМ).

Базовые правила CM разработал в 60-е годы профессор Joseph D. Novak из Корнуэльского университета, который, в свою очередь, исходил из теории David Ausubel, показавшего важность предшествующего опыта для формирования новых концепций. Копирайт на СМ как на методику создания новых идей однако взял предприимчивый британец Tony Buzan, который так описывает данный метод:

"..мысленная карта состоит из центрального слова или концепции, вокруг которого располагаются (пишутся) от 5 до 10 главных идей, имеющих к нему отношение. Каждое из этих дочерних слов опять-таки окружается 5-10 главными идеями."

Получаемая на бумаге графическая структура позволяет по-новому рассматривать наше представление о центральной концепции, находить новые связи этой концепции с нашим опытом, что отчасти заменяет методику мозгового штурма [4]. Графические структуры, облегчающие поиски новых идей, можно реализовать на экране компьютерного дисплея, что легло в основу нескольких компьютерных программ (их на сегодня более 15). Как считают их создатели - фирмы MindMan, Inspiration Software и Smart Technologies - у этого способа организации СМ есть свои преимущества. А именно:

(1) разнообразие графических объектов, способных структуировать ход мысли, можно неограниченно наращивать;

(2) с этими объектами удобно работать, меняя их масштабы, пропорции, порядок и цветность;

(3) готовые схемы могут быть плодом усилий нескольких дистанцированных исследователей проблемы, что обеспечивает обязательно присутствующий в программе блок связи через internet.

К сожалению, из представленных в сети материалов нельзя с уверенностью заключить, является ли СМ только игрушкой для ума или это нечто большее.

3. Теория решения изобретательских задач (TRIZ).

Идея ТРИЗ родилась и оформилась в виде метода в России. Создатель идеи Семен Савранский предположил, что (1) любая изобретательская задача представляет собой конфликт между новыми требованиями и старой системой (это воззрение могло появиться только в России, где со школьных лет все помнят об исторических конфликтах, когда "низы не хотят жить по старому, а верхи..."); (2) все инженерные системы эволюционируют по одним и тем же законам. Генрих Альтшуллер с коллегами проанализировал более 1.500.000 патентов и показал, что идеи Савранского правильны. Созданная на базе такого анализа методология, позволяющая "предсказывать" следующие варианты эволюции технической системы, и получила название ТРИЗ.

Появление ТРИЗ на страницах internet в 1996 году было инициировано созданным в Америке институтом ТРИЗ. С этого момента в одноименном электронном журнале, редактируемом популяризаторами метода Ellen Domb и James Kowalick публикуются специализированные материалы по ТРИЗ. Данное издание бесплатно, что выгодно отличает его от других web-сайтов, посвященных феномену творчества. Публикуемые исследования уверенно показывают применимость до сих пор считавшегося инженерным метода в новых сферах - в образовании, в экономике и управлении. В этих исследованиях ТРИЗ рассматривается несколько шире и трактуется как методология по упорядочиванию хода мыслей, а предмет размышления может быть более или менее произвольным. Вообще, будущее ТРИЗ выглядит самым многообещающим. Каждый новый номер журнала демонстрирует новые грани приложения этого универсального инструмента. Например, в ? 1 за 1998 год журнала ТРИЗ в статье Gregory Frenklach ТРИЗ используется для разработки обучающих игр для детей 3-4-х летнего возраста. Через internet также поступает множество сообщений о намечающихся и проходящих конференциях по решению изобретательских задач. Отсюда же можно узнать, что методы ТРИЗ взяли на вооружение хорошо известные фирмы Ford, Kodak, McDonnell Douglas, Motorolla и Proctor & Gamble, что позволило увеличенить эффективность генерации идей до 70 - 300 % [5].

Выводы:

1. Главные направления исследования творчества за рубежом имеют прикладной, утилитарный характер.

2. Утилитарный подход к исследованиям творчества обеспечивает исследователей финансовыми и материальными ресурсами, что позволяет им использовать современные компьютерные технологии и как следствие расширяет сферы влияния базовых концепций на общество и общественные институты.

Ссылки:

1. www.creativedirection.com/creative (проспект фирмы Сreative Direction, Inс)

2. www.edwdebono.co.jp/debono/(авторизированная страничка Эдварда де Боно).

3. www.goodbs.com/bs101 (описание к программе "Brainstorming101")

4. www.to.utwent.nl/user/ism/lanzing/cm_home.htm (ссылка устарела)

5. www.triz-journal.com

1999 Creatika!
Документ подготовлен к публикации 26 января 1999 г.
Последняя редакция 13 февраля 1999 г.