Синектика
Синектика это метод коллективного творчества. Он имеет
немало общих черт с мозговым штурмом, однако, если brainstorming является
разовым мероприятием и разовым инструментом для групповой кооперации, то
синектика предполагает создание постоянно действующей творческой группы.
Принципы синектики были заложены американцем В. Дж. Гордоном , организовавшем
в 1952 году творческую группу по подготовке изобретателей. В 1960 году
Гордон создал фирму по обучению творческому мышлению в сфере техники "Синектисинкорпорейтид".
Правила набора синектической группы таковы:
-
группа комплектуется из представителей различных профессий
(в первую синектическую группу вошли биолог, дизайнер, психолог и архитектор);
-
критерием отбора при комплектовании служат способности кандидатов,
такие как наличие практического опыта в своей области деятельности и гибкость
мышления;
-
в группу должны войти люди с различным складом характера,
кроме того, участие ограничивается возрастными рамками (группы состоят
из людей в возрасте от 25 до 40 лет);
-
после того, как проектная фирма определяет своих людей (3-4
кандидатуры), достойных войти в группу синекторов, последнюю дополняют
два-три специально приглашенных со стороны специалиста, призванных обеспечить
профессиональную неоднородность формирования.
Так же как и в "мозговых атаках", генерация идей происходит
во время специальных сессий. Продуктивность группы, как показывает опыт,
сильно зависит от личности руководителя. Интересно отметить, что никто
из синекторов, кроме руководителя группы, не посвящается в конкретные условия
творческой задачи, что предохраняет участников от шаблонов восприятия задачи.
Обсуждение начинается с рассмотрения неких общих признаков задачи. Так,
решая задачу обеспечения быстрого охлаждения газовых смесей в конкретных
устройствах, руководитель может предложить группе начать с дискуссии на
тему переноса атмосферного тепла. После получения ряда общих идей группа
обращает свое внимание на конкретную задачу, чему в немалой степени способствует
талант ее руководителя. Решение конкретной проблемы осуществляется в два
этапа: сначала непривычное превращают в обычное, "одомашнивают", а затем
происходит обратный ход - превращение обычного в необычное. Решение конструируется
при помощи одного из четырех типов аналогий, причем выбор конкретной аналогии
опять же остается за руководителем группы:
-
Прямая аналогия предполагает сопоставление проектируемого
устройства с уже известными объектами и ответ на вопрос: "Как в принципе
решаются такие задачи?"
-
Фантастическая аналогия обязывает синектора рассмотреть проблему
глазами несуществующих существ, либо использовать для ее решения фантастический
элемент.
-
Символическая аналогия предписывает кратко и метафорично(поэтично,
аллегорично) описать суть проблемы.
-
Субъективная аналогия предполагает вживание синектора в образ
явления или объекта техники, с которыми связана текущая проблема.
За тридцать лет использования синектики стало ясно, что удобнее
всего прибегать к услугам синектической группы в промежутке между исследовательской
и проектно-конструкторской работой.
1999
Creatika!
Документ подготовлен к публикации 26 января 1999 г.
Последняя редакция 27 января 1999 г.